• Страница 1 из 1
  • 1
Форум Chelsea » WWW.CHELSEABLUES.RU » Общайся в нашей беседке » История Челси 1905 - 1965
История Челси 1905 - 1965
ФилДата: Четверг, 21.08.2014, 20:36 | Сообщение # 1
Ключевой
Группа: Болельщики
Сообщений: 263
Награды: 1
Статус: Оффлайн
С разрешения моего знакомого который создал этот уникальный труд, я хотел бы поставить здесь на форуме историю нашей любимой команды с момента её зарождения. Если это кому-то будет интересно, то я и дальше буду выкладывать сий увлекательный рассказ о том, как родилась команда "Челси", и её удивительно красивое имя.

Как начиналась история "Челси" ...

Эпизод 1

Так уж случилось, что 14 марта 1905 года в пабе "Rising Sun" ("Восходящее солнце") на улице Фулем, на торжественном распитии незабвенного "Гиннеса", новорождённому клубу было дано название.

"Кенсингтон", "Лондон ФК" и "Стамфорд Бридж" - это не полный перечень отвергнутых названий. Остановились на "Челси". Пьяная фантазия участников учредительного собрания дальше этого не продвинулась Можно было спокойно самоназваться "Фулем II", как поступили голландцы с клубом "Виллем II". Но остановились на "Челси". Пьяная фантазия участников учредительного собрания дальше этого не продвинулась.

Конечно их логику понять можно : соседний район, носящий название Челси, по старинке воспринимался, как одно целое с районом Фулем-Кингс роуд, ибо имел одного землевладельца-лендлорда, графа Кадогана .

Тогдашний граф, №5 - Джордж Генри, находясь на службе, на пьянке не присутствовал,
а именно, состоял наместником Ирландии и имел рычагов власти не меньше, чем сегодня, скажем, Лукашенко. Кроме всего, за ним сохранялась ответственная должность быть лордом-хранителем Королевской Печати. С некоторых пор Печать королям не доверяли, ибо, как нам рассказал Марк Твен, некий самозванец приспособился ею колоть орехи.

Наши заседатели вопщем знали, кого берут в свадебные генералы - Джордж Генри был спортивный парень, содержал конюшни, а когда был спокоен за Печать и Ирландию, "обожал участвовать в скачках, и в седло неизменно садился в жокейском наряде голубого цвета".

Его потомок, большой поклонник "Челси", сэр Александр Джордж Монтегю Кадоган, граф без номера, ибо был всего лишь младшим (9-ым) ребёнком сэра Джорджа Генри, тоже достиг больших высот в политике, представляя Британию в ООН (соседствуя местами с Громыко) и участвуя в выработке компромиссных соглашений о послевоенном обустройстве Европы на февральской Ялтинской конференции 45 года. На знаменитой фотографии великой тройки - Черчилля, Рузвельта и Сталина, его узкая физиономия торчит между Молотовым и председателем американского госдепа Гарриманом.

Вааще-то, я путаюсь в британской геральдике. Любой следующий Кадоган не сразу получал все атрибуты пэрского звания, а приобретал в порядке наследования. Джордж Генри родился 12 мая 1840-го и жил, как "простой" человек до 8 июня 1873, когда получил первый титул -
"5-ый граф Кадоган". Затем он наследует титул 5-го виконта Челси-Миддлсэкского и титул
3-го барона Оукли. Наследства не кончаются, и наш титулованный почётный президент становится 7-мым бароном Кадоган-Оукли Букингемским. Какой титул считать основным, а какой второстепенным, этот вопрос не ко мне. Одно вызывает респект - столь занятые люди, каковы были Кадоганы на службе Отечеству, они не относились к навязанному им "почётному" президентству над футбольным клубом, как к ничего не обязывающему хобби, или игре на публику. Шефство Кадоганов над "Челси" продолжалось до 1982 года, когда от дворян клуб перешёл в руки плебея Кена Бейтса. Голубая кровь исчезла, хотя цвета сохранились ...

Кадоганы исторически были родственны семейству Мирс, ещё в XVIII веке отрезав в приданное от фамильных кенсингтонских наделов за одной из леди-Кадоганов приличный кусок, на котором, собственно, сегодня можно увидить стадион клуба - "Стамфорд Бридж".

Мирсы, родом из Кента, также были дворяне, мелкопоместные джентри. Печатей не хранили, предпочитая наличные, и труд. Их предок, Уильям Мирс, прославился тем, что поднял брошенный в 1762 году 3,5-тонный колокол на колокольню Кентерберийского собора в 1787 году, что и дало начало их фамильному строительному бизнесу. Его сын (и дед Д.Т и Г.А Мирсов) Томас II, обвешал колоколами все церкви по реке святого Лаврентия в Канаде, пока его не попёрли французы, вырыв томагавк войны с Англией. Родственники Мирсов, носящие ту же фамилию, сохранились и процветают в Стране Кленового Листа до наших дней. Отец братьев Д.Т и Г.А, Джозеф-патриарх, сделал себе имя, возведя в 1885-87 годах такой серьёзный объект, как лондонский Коллингхэм Гарденс. Кто бывал, тот оценит ...

Да ... Мирсы ...

Без Генри Аугустуса (для нас просто - Гаса) Мирса, проекта "Челси" просто бы не было.


Джордж Генри Кадоган в парадном виц-мундире наместника Ирландии.


Джордж Генри Кадоган, граф Челси .


Уильям Мирс, вешатель колоколов.

Эпизод 2

Так уж случилось, что в 1905, когда Гас вместе с компаньёнами в "Райзинг Сан" замачивали новорождённый "Челси", он был совсем молодым человеком 32-х лет от роду. "Гиннесс" и бекон на завтрак превратили его в симпатичную многокурящую тефтелю и был он, как сказал о себе один товарищ со штанами с моторчиком - "мужчиной в самом расцвете сил".

У него в привычку фотографироваться не входило, и сначала я смог найти его не совсем арийский фейс на одной единственной фотографии - вместе с первым составом "Челси".
Потом попались ещё несколько , но обязательно с командой.

Гас Мирс не был футбольным болельщиком. И вааще, к с спорту имел лишь чисто коммерческий интерес, да и то по одной единственной причине - у него на столе лежало предложение от "Great Western Railway Company" сдать им в аренду землю, купленную братьями Генри и Джозефом Мирсами в 1896 году, под постройку угольных пакгаузов.

Где тут спорт ? На этой земле находился небольшой легкоатлетический стадиончик "Stamford Bridge", который по истечению действующей аренды становился собственностью братьев. Стоит вернуться несколько назад, и рассказать о появлении на земле Мирсов стадиона.

В середине XIX века в этой местности на юго-запад от Лондона не бысть ничего. Среди лугов распологалось живописное Бромптонское кладбище (Западное лондонское), а за ним некими энтузиастами была разравнена площадочка для игры в крикет. Гробовщики там поддерживали форму , или приезжавшие на пикники лондонцы разминались, то остаётся неизвестным. Почему спортом надо было заниматься под сенью склепов и надгробий ? На эту тему есть ответ в шедевре мировой литературы Джерома "Трое в лодке"(http://lib.ru/JEROM/troe_w_lodke.txt) , где красочно рисуется любовь англичан к такого рода местам.

Со временем, когда столичные пригороды и вездессущий метрополитен вплотную подобрались к живописному вышеназванному кладбищу, этой, несущей положительный могильный заряд территорией заинтерисовалось руководство Лондонского Атлетического клуба на предмет возведения там своей основной спортивной площадки, которая получила название "Lillie Bridge".

Тот старый "Lillie Bridge" находился на улочке Сигрейв, недалеко от станции метро "West Brompton" Окружной линии и выставочного здания Earls court, в пустынном промежутке между Лилли и Фулем роудами. Сегодня редкий лондонец, паркуя на забитой до 0 свободных мест стоянке Earls court, под бетоном которой спрятан этот стадион, вааще слышал о нём, но в своё время эта арена была лучшая в английской столице.

Стадион не был легкоатлетический, скорее - многофункциональный. На нём, в довершению к полному набору тогдашних рейтинговых игр, типа крикета и велосипедных гонок, проводились первые в Англии соревнования боксёров-любителей. Проводились даже фестивали воздушных шаров и уездные ярмарки. Middlesex Cricket Club прописался там в 1869 году, но разочарованный, свалил в 1872 году из за плохого состояния газона.

На "Lillie B." ринимали и футбол. В 1872 в присутствии трёхтысячной толпы даже был сыгран финал FA Challenge Cup между "Wanderers" и "Oxford University" . Это был второй розыгрыш самого старого футбольного соревнования Англии . Малое количество зрителей обьясняется тем, что на тот же день была назначена лодочная гонка на Темзе (кто бы сейчас поверил, что некогда лодочные гонки притягивали к себе больше, чем финал Кубка Англии !) .

Начало игры было назначенно на 11 утра, дабы желающие смогли успеть на оба шоу, но даже прождавши лишние полчаса, судья Альфрэд Стэйр должен был дать свисток к началу игры, хотя трибуны были заполнены лишь на четверть, в большинстве своём студентами Оксфордского универа, чья команда пробилась в финал . "Уондерерз", первые обладатели Кубка, обыграли студентов и стали дабль победителями.

Пару слов надо уделить этим "Уондерерз" (не путать с "Болтон Уондерерз"). Этот любительский футбольный клуб, базирующийся в Уонсуорте, был одним из ведущих клубов в английского футбола начала футбольной эпохи. "Уондерерз" не имели своего стадиона,
и проводили свои домашние игры на старом "Lillie Bridge". До своего расформирования в 1883 году, они пять раз пробивались в финалы Кубка и пять раз умудрялись Кубок выйграть (1872 , 1873 , 1876 , 1877 и 1878 гг). Суперрезультат. Чарльз Уолластон, игравший за "Уондерерз" стал единственным обладателем всех пяти Кубков, и оставался единственным, кому удалось это сделать под флагом одного клуба, пока лидер "Блэкбёрна" Джимми Форест не поднял над головой свой пятый кубковый трофей (1884 , 1885 , 1886 , 1890 , 1891 гг) .

Новый "Lillie Bridge", вместо старого, построили в 1877 братья Уэдделл (Джеймс и Уильям), руководители Лондонского Легкоатлетического Клуба. За £2,899 они арендовали землю недалеко от Санфордского моста (естественное продолжение Фулем роуд), который был перекинут через ныне несуществующий ручей Стэнфорд, который ниже впадал в Темзу.

28 апреля 1877 была разрезана красная ленточка, и стадион зажил бурной легкоатлетической жизнью на беговых дорожках, ямах для прыжков и турниках. С самого своего открытия его окупировали богатые буратины соседних Челси и Белгравии, одни - желая сбросить последствия посещения пабов, другие - чтоб поглазеть на первых и перекусить на единственной трибуне, которая тянулась на 120 ярдов и вмещала всего тысяч пять зрителей, чем бог послал.

Последующие шесть лет владельцев спортинвентаря, братьев Уэдделл колбасило неподеццки - бизнесменов из них не получилось, и набрав долгов на немыслеммые в те времена £30,000, братья слиняли в неизвестном направлении.

После этого безусловное право собственности на стадион переписали на некоего мр.Станта, выдающегося маньяка легкоатлетического спорта. Правда, что бы залатать дыры в карманах, он пустил на стадион собачников. Ну ..., чтоб они там свои бега устраивали, ставочки делали ... А бегуны с прыгунами приходили до обеда.

В отличии от старых владельцев, мр.Стант был деятелем большого масштаба - он даже решился на возведение новой арены, когда 18 сентября 1887 года трибуна "Lillie Bridge" была превращена в хлам и подожжена болельщиками-студентами в грандиозной схватке с полицией. Благодаря распродаже раритетов на "FREE SHIPPING TODAY", где за оригинальную графику, изображающую поверженный в прах стадион братьев Уэдделов просили каких то £17.25 и бесплатную доставку (вместо £24.99), можно оценить ущерб, нанесённый студенческой молодёжью легендарному спортивному сооружению.

Не знаю, получил ли мр.Стант страховку после нашествия вандалов, но найдя средства, он принялся за дело. Так , совсем рядом от попелища "Lillie Bridge" возник новый стадион, получивший название "Stamford Bridge", и вмещавший уже десяти - двенадцатитысячную аудиторию, и на котором, кроме легкоатлетических, проводились соревнования по крикету,
а так же был построен велосипедный трек.

Именно на треке "Stamford Bridge" лучший велосипедный гонщик тех времён, бывший посыльный аптеки, Уолтер Джордж вписал своё имя в число величайших героев спорта. В одной из гонок 23 августа 1886, ещё на старом "Lillie Bridge" он установил рекорд на милю, продержавшийся без малого 30 лет. Когда в любительском спорте Уолтеру стало не кому что то доказывать, он вызвал на поединок чемпиона среди профи - Уильяма Каммингса, но гонка сорвалась из за болезни Джорджа - в передыдущей гонке на 10 миль он сумел обогнать лучшего американского гонщика Лона Майерса, но рухнул без чувств за финишной лентой.

На следующий год, 31 августа, долгожданная встреча Джордж - Каммингс состоялась. На "Stamford Bridge" собралась невиданная толпа болельщиков в 30,000 человек. Стюарты было попробовали отстоять ворота, но были сметены потоком людей, которые так плотно обступили трековую дорожку снаружи и изнутри, что притендентам пришлось буквально силой продираться через ряды зевак.

На гонке Джордж задал такой бешенный темп, что отстававший всего на полкорпуса Каммингс не выдержал и сдался, практически остановившись. Остановился и Джордж, призвав противника продолжить преследование, но после того, как Каммингс пошёл на обгон, Джордж включив форсаж ринулся к финишу и под свист и рёв толпы закончил гонку лишь на полсекунды медленнее, чем мировой рекорд. В заезде-реванше на милю так же победил Джордж, а отмашку флажком делал сам мр.Стант.

Мр.Стант был старым больным человеком. И он старел, и болел, болел, и старел, но смог продержаться у руля Легкоатлетического Клуба почти целых 20 лет, и чёрт его забрал к себе лишь в 1902 году.

Гас чуть не убил себя ап стену, узнав, что этот упрямый педераст вставил пункт в арендный договор стадиона, который не разрешал использовать "Stamford Bridge" в других целях, кроме легкоатлетических, в течение двух лет после его смерти ...

Единственно, что он мог сделать - выкупить у наследников покойного мр.Станта сад , вплотную подходивший к стадиону , округлив свои владения до 12,5 акров (51,000 m/2) .

Перед сном Гаса одолевали сомнения - принять предложение железнодорожников и пустить очередную козу в свой огород, или же замутить новый проект ?? Но какой ? ...


Тефтеля Гас.


"Стамфорд Бридж" , год 1909 . Слева вверху - Бромптонское кладбище

Эпизод 3

"История Челси" писалась многими авторами и не раз, последние дни 1904 года описаны примерно так : Гас Мирс какбэ свыкся с идеей передать старый "СБ" под снос для шпальных и угольных складов, и только отчаянная просьба Фредерика Паркера, в разных источниках - то друга, то финансового советника, то партнёра по бизнесу, смогла убедить Гаса начать "Проект "Челси".

Легенда гласит, что этот Фредерик имел очень серьёзный спор с Гасом о будущем "Стамфорд Бридж" во время выгула тем собаки, как раз в том самом месте, где столетие спустя лондонская полиция будет выкручивать руки Джозе Моуринью, спасающего свою шавку от ареста.

Фредерик на столько увлёкся красочным описанием будущих финансовых успехов Гаса с "СБ", что даже пропустил момент, когда собака Гаса, до того мирно насиловавшая брючину Фредерика, в порыве страсти укусила его до крови. Повторяя подвиг спартанского мальчика, которого загрыз лисёнок, Фредерик даже не поморщился от боли (дайвинг тогда не был в почёте), чем привёл Гаса в полный восторг, и получив обещание, что "Проект "Челси" начнётся с завтрашнего утра, Фредерик ухромал домой.

Стоит сказать, что в те времена создание футбольного клуба считалось хорошим вкладыванием бабочных средств. Каждый год во всех странах, подсевших на англофутбольную культуру, появлялись новые клубы. Многие уже исчезли из памяти людской, кому то подфартило раз-другой взойти на призовой пьедестал, и только некоторым судьба даровала подняться над суетой и войти в элиту элит. 1905 год стал стартовым для "Бока Хуниорс", "Майнц 05", "Осера", "Галатасарая", "Севильи", "Эстудиантеса" и "Индепендьенте". Известные имена, большие победы и немение большие прибыли. И у каждого был свой Фред Паркер, ибо без таких энтуазиастов, любое дело кажется неподъёмным.

И наш лондонский Фред Паркер в дальнейшем становится для "Челси" чуть ли не крёстным отцом - якобы именно он насоветовал Гасу шотландского инженера-стадионостроителя Арчибальда Лича, а в последствии он же выдвинул идею о создании футбольного клуба, который должен был стать логическим завершением бизнес-проекта.

Трудно спорить с классиками, однако стоит заметить, что идея с угольными складами была к тому времени уже похерена, так как "Great Western Railway Company" к 1904 году уже имела их, соорудив угольный причал со складами на Темзе на паях с электростанцией "Лотс Роуд", находящейся в Западном Бромптоне, меньше чем в полукилометре от "СБ". Дополнительные площади локомотивцам не помешали бы, но Мирсам ждать серьёзных денег за землю уже не преходилось. Давшая первый ток в дорогом нам 1905 году, станция "Лотс Роуд" внешним четырёхтрубным видом сильно напоминает классическую "Баттерси", увековеченную на обложке пинкфлойдовского альбома "Энималз".

Время показало, что стадионы - остаются, а угольные станции - умирают. Станция "Лотс Роуд" давала пар до 21 октября 2002 года, а теперь ждёт решение о своём разрушении. "Баттерси" , находящаяся на южном берегу Темзы в трёх милях от "Стамфорд Бридж", и простаивающая с 1983 года, имеет все шансы дать приют новому стадиону "Челси" ФК, ибо 42хтысячная арена "СБ" уже тесна для постоянно увеличивающейся Блюармии. Большинство современного суппорта "Синих" как раз обитают в районе Battersea, так что перенос поляны сэкономил бы многим людям сорокаминутную прогулку, которую они вынужденны совершать сегодня. Решение о переносе арены на новое место тормозится по одной лишь причине, оставшейся в наследство РА от Кена Бейтса , который в своё время подписался с Chelsea Pitch Owners, что при отказе от "Стамфорд Бридж" клуб теряет права на своё собственное имя, переставая быть "Chelsea FC". Этот момент мы осветим в своё время , а пока вернёмся на столетие взад ...

Арчибальда Лича представлять Гасу было совсем не нужно. Во первых, он с братом и сами крутились в строительном бизнесе, во вторых, дела этого Арчибальда говорили сами за себя. Вот список его проектов :

Anfield, Liverpool
Arsenal Stadium, Highbury, London
Ayresome Park, Middlesbrough
Bramall Lane, Sheffield
Cardiff Arms Park, Cardiff
Celtic Park, Glasgow
Craven Cottage, Fulham, London
Dalymount Park, Dublin
Deepdale, Preston
The Den, New Cross, London
Dens Park, Dundee
The Dell, Southampton
Ewood Park, Blackburn
The Double Decker stand (The Kop), Filbert Street, Leicester
Fratton Park, Portsmouth
Goodison Park, Liverpool
Hampden Park, Glasgow
Home Park, Plymouth
Ibrox Park, Glasgow
Hillsborough Stadium, Sheffield
Lansdowne Road, Dublin
Leeds Road, Huddersfield
Molineux, Wolverhampton
Old Trafford, Trafford, Greater Manchester
Park Avenue, Bradford
Roker Park, Sunderland
Rugby Park, Kilmarnock
Saltergate, Chesterfield
Selhurst Park, South Norwood, London
Somerset Park, Ayr
Stamford Bridge, Walham Green, London
Starks Park, Kirkcaldy
Twickenham Stadium, Twickenham, London
Tynecastle Stadium, Edinburgh
Valley Parade, Bradford
Villa Park, Birmingham
West Ham Stadium, Custom House, London
White Hart Lane, Tottenham, London
Windsor Park, Belfast

Назревает вопрос - а что делали в это время другие стадионостроители?

Впрочем, на его репутации было одно пятно - обрушение верхнего яруса трибуны на "Айброкс Парк" в 1902 году, повлёкшее гибель 26-ти человек . Дело тёмное, всё свалили на подрядчика, поставившего бракованный лес. Больше с Личем проколов не случалось.

И ещё о якобы неготовности Гаса к началу "Проекта "Челси" - в последние годы легкоатлетический "Stamford Bridge" окружали высоченные горы строительного мусора, которые окружали стадион с трех сторон и портили вид на окрестности посетителям ...
Типа, разгвоздяи хозяева окончательно забили болт по жизни ...

Как оказывается - весь этот "мусор" привёз сюда старший брат - Мирс Джей Ти, взявший подряд на вывоз отходов на строительстве метро под Пикадилли. Горы "мусора" пошли в дело, как бут, при строительстве нового "СБ". Вот практическая хватка Мирсов - получилось, что метростроители сами оплатили за материал, который Мирсы потом использовали !

Всё таки, какие то планы строительства уже были до того, как легендарный Фредерик со своими навязчивыми предложениями о стройке терпел собачие укусы ...

Как бы то нибыло, "Проект "Челси" начал набирать обороты. Футбол в Англии уже не был чем то новым - он уже был даже профессиональным, и в отсутствии ТВ, радиотрансляций и левых показов по интернет каналам, приносил немалые доходы. Желающие болеть, должны были лично присутствовать на играх, другой альтернативы не было. Скажем, на финале кубка 01/02 "Тоттенхэм Хоттспур" - "Шеффилд Юнайтед" (игра на стадионе "Кристел Пелес") присутствовало 114 тысяч болельщиков.

Не стоит сбрасывать со счетов и очень удачное соседство "СБ" со станцией метро " Waltham Green station" (в будущем - "Fulham Broadway"). За какие то полчаса, поезда метро, прибывающие каждые 5 минут, могли выгрузить, или наоборт, увезти, 10,000 болельщиков.
С 1909 года поезда линии электофицировали.

Построенная в 1880 году и названная "Walham Green" (Walham Green - историческое название области к югу от Фулэм Бродвей и к северу от Кингс роуд), в 1905 году станция была перестроенна инженером Гарри В. Фордом для лучшего пропуска возросшего, после пуска "Бриджа" пассажиропотока .

Предприятия в Англии работали 6 дней, суббота была коротким рабочим днём, но всё равно, если общественный транспорт у стадиона отсутствовал, добраться на матч вовремя было весьма проблематично. Не даром впоследствии, все стадионы стали строить в местах железнодорожных развязок, или станций метро. Крупнейший стадион страны "Кристал Пелес" не просто так был построен на пересечении "Большой Северной" и "Лондонско - Бристольской" железных дорог. Наполнить 150 тысячник, а потом эвакуировать - на самом деле, большая проблема ...

Ведь плата за проезд была только частью расходов, билеты на футбол стоили больших денег. Да, футбол был дорог для нижних слоёв общества - взрослый мужчина должен был отдать за билет 6 пенсов (за такие деньги можно было 3 раза сходить в кинотеатр). Ни один самый квалифицированный рабочий не получал и £2. Хотя, скорее всего, это делалось намеренно, дабы на стадионы смело шёл более состоятельный контингент с детьми, не боясь эксцессов .
Стоит сказать , что Британские железные дороги шли на встречу болельщику - в дни аншлаговых игр организовывались спецпоезда для доставки болел на матчи. Скажем, на открытие "Уэмбли" - финал Кубка 1923, "Вест Хэм" - "Болтон", 145 специальных составов обслужили за день 270,000 человек !

Или вот ещё пример - только 1,000 человек из Шотландии смогли добраться на игру своей сборной против Англии на "Кристал Пелес" в 1897 году. А в 1936 ом, 22,000 шотландцев приехали в Лондон в 41 поезде, поддержать своих на "Уэмбли" .

Болельщики "Челси" так же не могут жаловаться на локомотивцев - на ближайшей к "СБ" ж/д станции "Челси энд Фулем" в 1906 году были поставлены дополнительные кассы, а в декабре 1907 - расширен пешеходный переход над путями. К 1929 году в день игр станция пропускала 8 составов в час, а к возвращению команды в элитный дивизион летом 1930-го были максимально удлинены платформы.

Городские власти тоже не остались глухи к требованию времени, и в 1905 году первые двухэтажные красные автобусы были пущены по Кингс роуд .

Будущий "СБ" видился Гaсу великим стотысячником, Васюками футбола, могущим принимать межпланетные соревнования. Болельщики всего Эссекса заполняют его трибуны до отказа, принося в кассу чёрный нал. Руководство ФА стоит на коленях, умоляя позволить сборной королевства играть на "СБ", а члены императорской фамилии заполняют VIP ложи ...

Действительность оказалась много прозаичнее.


150-ти тысячник "Кристал Пэлас"


Шедевр Арчибальда Лича : 140-тысячная арена шотландской сборной "Hampden Park" в Глазго

Эпизод 4

Гас лично посетил Шотландию , дабы лишний раз удостовериться в экономическом потенциале огромных спортивных арен , побывал на "Ibrox Park" и "Hampden Park" (стадион шотландской сборной , удерживает европейский рекорд посещаемости : в апреле 1937 года 149,547 болельщиков , не считая технического персонала , присутствовали на игре скоттов с англичанами) , остался доволен и отправился на приём к Личу заключать договор .

В феврале 1905 на терриконах мусора появились первые люди от Лича с теодолитами . Лич и "СБ" были старые знакомые - в 1887 он его уже строил , в легкоатлетическом варианте .

Репутация Лича стояла очень высоко , он считался новатором своего дела , каждый новый проект имел своё узнаваемое лицо и был неповторим . Все стадионы , построенные этим , от бога стадионостроителем , отличались удивительной чертой – просмотр матчей был удобен из любой точки арены . Во главу угла ставилась функциональность арены , особой эстэтики и элегантности в работах Лича не просматривается . В прошлом наш специфический архитектор специализировался на промышленных зданиях , и это нашло отражение в облике всех его стадионов .

Многие помнят его шедевр - "The Empire Stadium" с особой акустикой и двумя 37-метровыми башнями , которые на долгие годы стали главной особенностью , "изюминкой" стадиона , позже названного "Уэмбли" . А построил Лич этот 127-тысячник в 1923 году за каких то 300 дней . Да , в старые добрые времена могли и англичане лопатой работать ...

Ближайший сосед "Стамфорд Бридж" - "Крейвен Коттедж" , построенный в 1894 , находился под угрозой бана игр во всех соревнованиях . Попав каким то левым трюком в Первую лигу южан , его директорат , вопреки санитарно-техническим нормам (не было предусмотренно даже туалетов) , из утиля выстроил трибуны , стыдливо назвав их "временными" . Секретариат ФА два года закрывал глаза на аварийное состояние этого сарая , но любому терпению приходит конец , и в один прекрасный день в контору к Гасу прибыл на переговоры Генри Норрис , президент "Фулема" . С чьей стороны была проявлена инциатива , сказать трудно , ибо обе стороны имели свои интересы - Гасу , не имеющему , ни клуба , ни команды и Норрису , чья команда оставалась натурально без крыши .

Предложение Гаса о аренде строящегося 100-тысячника в £1,500 за сезон (и дополнительные выплаты в случае продвижения в кубках) было встречено Норрисом неописуемой вспышкой гнева . С воплем : - "Да за такие деньги , ты бля , сначала себе команду слепи , бля , а потом будешь , бля , ей стадион сдавать , бля !" - , Норрис вылетел из кабинета , саданув напоследок дверью .

Знал бы Гас , какого кровника он приобрёл для ещё не рождённого "Челси" ! ... Вааще , практически все проблемы , маленькие и большие , преследующие "Челси" сегодня , были заложены Гасом , как не горько это осознавать . В процессе эта тема будет раскрыта , но для начала стоит познакомиться с этим (чтоб он горел в аду) , сером Генри Джорджем Норрисом . К тому же , он косвенно способствовал возникновению "Челси" . Единственное хорошее , что сей сэр оставил после своей никчёмной жизни ...

То , что Генри Норрис далеко пойдёт по жизни , стало ясно ещё в его отрочестве . В 14 лет , бросив школу , Генри поступает на службу в адвокатскую контору мальчиком на побегушках . А через год (!) открывает свою (!!) адвокатскую контору (!!!) . В 17 он имел строительную фирму , обстраивая район Фулем . В 1896 году , когда ему стукнул тридцатник , он добровольцем идёт в армию , чтоб получить офицерство , которое в будущем поможет ему приобщиться к дворянству . Через год , когда назревает Англо-Бурская война и реально запахло порохом , он уходит в запас , давая возможность кому нибудь другому подставлять лоб на траансваальском поле боя .

С 1909 года по 1919 год был мэром Метрополитен-Боро в Фулем , был также известным масоном , Великим Диаконом Организации Объединенных Гранд-Лодж в Англии , и личном другом архиепископа Кентерберийского , Рэндалла Томаса Дэвидсона . Приставку Сэр , дворянство и звание полковника получает за "работу в качестве вербовщика добровольцев для британской армии" .

Большой футбольный фанат , весьма состоятельный Норрис возглавил "Фулем" , продвигал крупные проекты , правда , из своих кровных не вложив в клуб ни пенса . Не приняв предложение братьев Мирс по "Бриджу" , он убалтывает директорат "Коттеджеров" одолеть строительство своими силами , после чего перехватывает временно освободившегося после возведения "Бриджа" стадионостроителя Лича .

Лич в два мазка набросал проект нового "Крэйвен Коттедж" . Смета составила заоблачные по тем временам даже для крупнейших футбольных арен £15,000 . Норрис эту сумму взял в банке под залог будущего стадиона и земли под ним , включая близлежащий Бишопс-Парк , чем загнал слабо суппортируемый "Фулем" в ужасающую долговую пропасть на долгие десятилетия.

Но стадион получился шикарнейший , с великолепным красно-кирпичным фосадом трибуны,
в 2005 году принявшей имя местной мегалегенды Джонни Хейнса, и удачно вписанным в архитектуру старинным коттеджем 1780 года постройки исторического Уильяма Крэйвена,
где почему то разместил раздевалки .

Афтар этого шедевра был нагло кинут на бабки : Норрисов адвокат заявил ошарашенному Арчибальду Личу , что футбольный клуб "Фулем" , с которым у шотландского стадионостроителя был договор на подряд , не в состоянии не только оплатить ему за работу , но даже замораживает выплаты банку процентов по ссуде , ... ибо , нех .

Лич , деньги , положенные ему за возведение "Крэйвен Коттедж" так и не получил НИКОГДА !

Но наибольшую славу и известность Норрис получил , как отец-основатель "Арсенала" , порадуемся же за гуннеров !

До 1910 "Арсенал" назывался " Вулвич Арсенал" , и к тому времени издыхал от финансовой несостоятельности и крайне низкой популярности . Поначалу Норрис попытался завладеть стадионом "Вулвич Арсенала" для оставшегося без кола и двора "Фулема" , потом была задумка вааще обьеденить оба клуба , но чё то не сложилось , и Норрис бросил загнанный им в архидолги "Фулем" , сочтя проект с "Арсеналом" более переспективным . Его друг архиепископ своей властью отдал землю , принадлежавшую богословскому колледжу St John's , под постройку нового стадиона "Арсенала" Highbury .

Прочувствуйте всю глубину беспринципности Генри Норриса - он приглашает на проект , обманутого им десятилетие назад , Лича ! Поднявшему вопрос о старых долгах шотландцу , было обещано , что все те £2,600 , а так же оговоренная сумма за постройку "Айвори" будут выплачены акциями "Арсенала" .

Продолжать ? Пожалуйста : владелец 43% акций "Woolwich Arsenal Football and Athletic Company" Лич , "не получил дивидендов на всех на них вплоть до начала 1930-х годов" , т.е , пока Норрис был у руля "Арсенала" . Арчибальд Лич не пошёл на похороны Норриса в августе 1934 года , но он и его семья послали венок . Интересно было бы почитать пожелания покойному на ленточках этого венка ....

А как же себя проявил сей прохиндей на стезе руководства председателя гуннерского директората ?

Сезон 1914/15 "Арсенал" проводил во второй лиге , в связи с войной чемпионат прервался . "Арсенал" находился на пятой строчке . Каково было удивление , когда в первый послевоенный сезон "Арсенал " очутился в высшем дивизионе ! Скользкие правила ФА в исключительных случаях разрешали переводить команды из низших лиг в высшие без стыковых игр в связи с расширением высших , но в этом случае все шансы имел "Тоттенхэм" , по сроку службы , достижениям и более высоким местом в турнирной таблице . Однако исполком ФА решил вопрос в пользу "Арсенала" . Писали , что Норрис добился нужного решения в ФА , надавив на зависящего от него председателя ФА Джона МакКенна , а многим членам совета дал в лапу .

Норрис сделал еще не один весомый вклад в историю "Арсенала" . Во времена ограничения зарплат для игроков , он частенько нарушал этот закон , хотя и другие клубы тоже грешили этим , правда не с такой наглостью - Норрис переманивал лучших игроков и тренеров лиги , платя им премиальные из левых фондов . Скандальный перекуп Чарли Бьюкена из "Сандерленда" в 1925 привёл к расследованию со стороны футбольной ассоциации , которая обнаружила , помимо массы других нарушений , так же присвоение денег клуба самим Норрисом . Т.е - банальное воровство .

Норрис подал в суд на ФА за клевету , однако в феврале 1929 года Верховный Суд вынес решение в пользу ФА , а Норрис по приговору лишался любой связи с футболом пожизненно .

Гуннеры тычут , что у "Челси" "нет истории" ... Наверно , своей гордятся .


Это Генри Норрис , а не Киса Воробьянинов.

Эпизод 5

Стройка футбольного "Стамфорд Бридж" началась в конце зимы 1905 года . 23 февраля в холле Совета Большого Лондона был выставлен макет стадиона . По плану предполагалось возвести одну трибуну , вместимостью 30 - 35,000 народу и три терассы , примерно на 50,000 .

Ни кто не придал значение тому , что в далёкой России началась первая пролетарская революция . Её эхо докатится до "СБ" через 98 лет , и теперь супортёры "Челси" с удовольствием пожинают её плоды .

Кстати , о самом названии . Такого словосочетания , Stamford Bridge , ни где в округе нет и никогда не было . Мост на Фулем роуд назывался Stanford Bridge (или Little Chelsea Bridge) , а на соседней Кингз роуд - Stanley Bridge (ранее Stanbridge) .

Stamford Bridge имеется лишь в районе Йорка , историческое место , где чуть не тыщу лет назад добры молодцы короля Гарольда покрошили пришлых толи шведов , толи датчан . И типа существует притянутое за уши обьяснение , что первостроители "Stamford Bridge" , легкоатлеты братья Уэдделл назвали своё детище славным именем исторической победы . Ну совсем , как братья Старостины и их "Спартак" . Уэдделлы скрылись от алиментов в открытый космос , оставив потомкам сей ребус неразгаданным .

Кроме головоломки с непонятным названием стадиона , у Гаса была ещё целая куча срочных дел . После отказа Генри Норриса о годовой аренде за £1,500 (кста , вполне реальная цена - чистая прибыль от проданных билетов на игру с "Ливерпулем" 4-го сентября 05 года , при , сопственна , пустых трибунах , составила немалые £102) , оставался один выход - комплектовать собственный клуб и постараться пробить его в лигу .

К июню месяцу новый стадион был Личем сдан . Стотысячником он не стал , но теоретически две его трибуны - Восточная и Западная , вкупе с терассами за воротами , могли принять тысяч 80 . Поле так же было окружено гаревой шестирядной дорожкой для бега . Крупнее в стране оставался чуть не вдвое более вместительный "Кристелл Пелез" , но он не котировался из за неудобства расположения , находясь на отшибе , в 12 милях за городской чертой того времени .

Стоит отметить тот факт , что на сегодняшний день , 106 лет кряду , клуб "Челси" среди команд АПЛ остаётся единственным , верным своей исторической перво-поляне .

Для начала Гас сохранил всех клиентов старого "Бриджа" (бизнесс-проект должен давать максимальную отдачу) - на семь лет перезаключается договор с Легкоатлетическим Клубом , на столько же - с организаторами собачьих бегов . Вааще , собачники продержались на "Бридже" до 27-го года , до 32-го ошивались на "Уэмбли" , пока не был построен чисто собачий "Уолтхамстоу" . Именно из за собачников терассы за воротами находились на внушительном расстоянии от поля , от чего места на Северной , а особенно на Южной терассах были самые дешёвые .

На "СБ" дали согласие тренироваться сотрудники Скотланд-Ярда и городской полиции , а первой нефутбольной игрой , проведенной на "Бридже" , считается игра регбийного клуба "Middlesex" . Вопщем , назревал вопрос - а останется ли место для сопственна футбола ?


Скотланд-Ярд на "Бридже" пытается изнасиловать газон
"Упал - отжался" оказалось не патентным изобретением Советской Армии


Сообщение отредактировал Виллиан - Четверг, 21.08.2014, 20:37
World-CiklonДата: Четверг, 21.08.2014, 21:40 | Сообщение # 2
Капитан команды
Группа: Легенды
Сообщений: 170
Награды: 1
Статус: Оффлайн
Спасибо ! Отличная Статья ! Освежил память. За фото к материалу кидаю + в репу)

Кто нас попугивает мы того поёбы..ем.
Форум Chelsea » WWW.CHELSEABLUES.RU » Общайся в нашей беседке » История Челси 1905 - 1965
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: