Я шел к тебе четыре года...
А теперь им нужен английский тренер. Возражающие найдутся, они скажут: лучше тренер-иностранец. Так они их и чередовали, так и будут дальше. Странные люди, да и люди ли? Подозрительно непохоже у них все на то, как бывает у людей-то. Нет бы обсудить Джона Хэмиша Смита в конкуренции с Йосом ван Верстаккеном. Сравнить качества двух специалистов... Но нет. Одно из двух: тренер будет либо английский, либо нет. Если английский – то любой из имеющихся двух-трех, хоть пальцем тычь. Если иностранный – самый статусный из свободных.
Что ж они так расстались-то, Английская Футбольная Ассоциация и Фабио Капелло? Счел ли итальянец неприемлемым сам факт вмешательства в то, что считал внутренним делом команды – выбор капитана? Решил ли, что именно Терри и именно в качестве капитана ему необходим? Или просто последняя капля, и надоело? Или что-то, чего мы никогда не узнаем; подрались?..
И вот за четыре месяца до большого турнира, после почти четырех лет работы, серьезно изменившей облик сборной Англии, – важно даже не то, что Капелло уходит, важно и немыслимо, что сборная остается без тренера.
Тут интересна, конечно, дискуссия о ценностях. Тоже по-своему тупиковая, кстати, потому что её можно легко перевести в патовую плоскость: с одной стороны, перед лицом и по поручению передового английского общества английская ассоциация не желает видеть капитаном нацуиональной команды расиста. Кажется, расиста ведь? Я потому что не помню и вспоминать не хочу, в чем сейчас Терри обвиняют... Но ведь с другой-то стороны – нет приговора суда, стало быть, Терри чист. Может быть, временно, но – чист. Так что – тупик.
Но при этом очевидно, что в Англии общественное мнение сильно как нигде, и ведомо оно самыми хищными газетами, какие только можно себе представить. Дашь повод, попадешь на зуб – всё, конец тебе. Никто не защитит. Акулы, блин; оскал капитализма, и, дескать – слава Богу, что у нас не так. Точка зрения, согласитесь, распространенная. И абсолютно идиотская, конечно. Потому, что развитие общества определяется никак не достижениями спортсменов, для этого есть десятки других показателей. Нам, правда, привычнее, наоборот, по успехам сборных восхищаться собственной жизнью...
Да у нас и происходит, в общем, наоборот. Я вот абсолютно далек от осуждения, допустим, российских футболистов, которые согласились стать доверенными лицами Путина на выборах. Чего осуждать – раз свобода, значит, свобода, как человек решает, так он и поступает. Все, кроме Газзаева – тот, конечно, ничего не решает, во всяком случае сейчас; он ведь у нас член «Единой России», а кто не помнит – он же профессиональный приглашатель голосовать на выборах. Вот помню, как специально на финал Кубка Содружества перед игрой своего «Спартака-Алании» против Киева Газзаев в микрофон просил всех голосовать за Ельцина, нарочно приехавшего на первый тайм... Тоже не осуждаю – ну, вот так считает нужным поступать человек. На то он и взрослый. Ну, может, нравится ему, может, проспорил, да мало ли, что?
Нет, тут интересно другое – как раз соотношение спорта и общества, в данном случае через главного героя – спортсмена. В случае с доверенными футболистами Путина забавен критерий выбора; я думаю, среди нас с вами очень мало людей, которые, принимая какое-то важное жизненное решение, задумаются – а как бы на моем месте поступил Динияр? Мы вообще об их жизни ничего не знаем, кроме светских сплетен, да и знать особенно не хотим, во всяком случае, ничто на это не указывает. Футболистов как личностей, которые достойны подражания в чем-то, кроме игры в футбол, просто нет.
Но есть футболисты – это такие пакеты с популярностью. Есть пакеты с едой, с мусором, пустые, утилизированные – а есть пакеты с популярностью. И ведь больше ничего от них не требуется; в противном случае, согласитесь, стоило бы задуматься, отчего половина доверенных футболистов оказались людьми, которые не живут или не жили в России довольно долгое время. А надо как раз НЕ задумываться. Как при покупке чипсов.
А в английском случае во главу угла поставлено даже не то, что общество думает о футболисте как о человеке. Даже не это. А то, что оно, возможно, подумает. Пока ещё не решило. Но может. И – вдруг тогда?
Это очень хорошо нам с вами знакомое «как бы чего не вышло». И история про уход Капелло – это история про то, что чиновники во всем мире одинаковы. Четыре месяца до большого турнира сборной. Да, она вряд ли его выиграет, она не главный фаворит. Но она, судя по всему, готова к такому турниру лучше, чем когда-либо, начиная с 96-го года точно. А может, и включая 96-й. Настоящий руководитель в такой ситуации должен грудью закрывать команду от реальных опасностей, а не от возможных. И никак иначе вести себя нельзя, если только, конечно, ты не мышь серая.
Это кризис управления в первую очередь. Английской футбольной ассоциацией просто бездарно руководят. Прежний её босс, напомню, был лорд, и оставил свой пост, потому что чуть ли не любовнице болтал о том, как против Англии враги по всему миру строят козни. Лорд Трисман его звали. Многие помнят. Он оставил Англию без чемпионата мира. Теперешний вот, Дэвид Бернштейн, оставил национальную сборную без тренера. А что удивляться – кто поспособней, собственным делом занимается. Изобретает, сочиняет, рискует...
А эти теперь вот назначат кого-то. Английского или иностранца. Одно из двух. А разницы никакой.
Блог Уткина. Sports.
Возможность комментировать доступна только авторизрованным участникам ChelseaBlues
Войти в аккаунт