Сарриболл. Глава 2
А теперь попробуем сами разобраться, что же такого раскопали эти эксперты, чьи выводы могут похоронить красивый зрелищный атакующий сарриболл. И будем мы это делать, анализируя матч Манчестер Сити vs Наполи 17.10.2017 на групповом этапе Лиги Чемпионов, закончившемся со счетом 2:1 в пользу Сити.
Вечный противник идей Арриго Сакки со времен вторничного чтения колонок в La Reppublica, Сарри завоевал даже его сердце, а потом для прессы сказал, что этим тронут. Количество хвалебных комментариев в адрес Сарри и его Наполи зашкаливало. Вот несколько цитат Арриго Сакки:
«Сарри – это Хосеп Гвардиола, только без денег и трансферов».
«Сарри – гений и видит то, что не видят другие. Он просит нас понять футбол, его непредсказуемость. С Сарри футбол становится математикой».
«Наполи – команда, которая показывает лучший футбол в Европе. Они двигаются с мячом и прессингуют на высочайшем уровне. Видна рука великого тренера Сарри».
На послематчевой пресс-конференции Хосеп Гвардиола сказал: «Это одна из лучших команд, которой я противостоял за время своей работы. Я очень рад: невозможно обыграть Наполи, не показав отличный футбол».
И здесь даже неважно, кто конкретно произносит такие высокопарные слова. Свои игроки, соперники, телеэксперты, легенды Коверчано (школа итальянских тренеров) – все в восторге от работы Сарри. Он фанатично следит за мелкими деталями на тренировках, следит с планшета за перемещениями игроков, которое снимают летающие над полем дроны, придумывает авантюрные розыгрыши стандартов и нехотя открещивается от прозвища «Мистер 33». В глазах фанатов итальянского футбола Наполи – не просто главный претендент на скудетто, но и команда, которая должна спасти кальчо (так и Италии называют брутальность, переходящую в жестокость футболистов этой страны)…
СТОП, ПОЧЕМУ ТАК?
Главный фактор, из-за которого итальянские тренеры считают Сарри революционером и записывают в учебники Коверчано – стиль игры «Наполи» и легкость, с которой неаполитанцы разбивают соперников. Сарри, как и Гвардиола, фанатеет от модуля 4-3-3, вообще не отходит от него в глобальном плане и развивает игроков в жесткой тактической системе. О плодах работы Сарри расскажет xG-статистика, не отражающая результат, но помогающая искать корреляцию с результатом в будущем. В сезонах 2015/2016 и 2016/2017 «Наполи» был второй командой Серии А по очкам, а в сезоне 2017/2018 - четвертая во всей Европе по забитым мячам. Забить больше заслужили только дортмундская Боруссия, Реал и… Манчестер Сити.
Сезон 2016/2017 стал ключевым в плане оценки Сарри. Игра Наполи в первый год Сарри была заточена на Гонсало Игуаине, и на замену аргентинцу был куплен форвард схожей комплекции – Аркадиуш Милик. Когда поляк порвал крестообразные связки, Сарри выдвинул на острие атаки Дриса Мертенса, которого ротировал с Инсинье. Так Маурицио получил возможность одновременно задействовать впереди тройку подвижных, динамичных игроков, и их движение сделало атаку Наполи еще краше. Умение Мертенса открыться в свободную зону, протащить мяч и уйти от защитников на рывке сделало тактическую историю бельгийца главной в сезоне 2016/2017.
Даже Манчестер Сити не смог справиться с любимым принципом Мертенса в скоростных атаках. При счете 1:2 Хосе Кальехон пасом из глубины разрезал оборону Сити, Дрис от центра поля побежал на ворота и решил пробить издали – так, как Лоренцо Инсинье в матче с Реалом зимой 2017. Вертикальные атаки Наполи с рывками Мертенса разносят в щепки всю Италию, да и в Лиге чемпионов тоже эффективны.
Критики, глядя на статистику передач Наполи (лучшая команда Европы сезона 2016/2017), обвиняли команду в контроле ради контроля. Подход неверный и даже оскорбительный – неаполитанцы использовали пас как инструмент провокации соперника на прессинг. Очень часто Наполи начинал атаки через серию передач «вперед – назад – вперед…» и так далее до нахождения свободной зоны между полузащитой и обороной соперника. Команды Гвардиолы более горизонтальны, игроки в билд-апе часто выискивают зону, откуда нужно сделать пас вперед, а не перекидываются передачами вперед-назад.
Именно поэтому возникает разница в интерпретации футбола Гвардиолы и Сарри. Стиль Пепа могут называть скучным, а некоторые, как тренер Валенсии Марселино, – даже выключать телевизор в дни матчей команд Гвардиолы: он уверен, что удары сильнее влияют на настроение болельщика, чем контроль мяча. Стиль Сарри в Наполи из-за постоянной динамики и регулярного продвижения мяча вперед скучным не назовешь.
ГВАРДИОЛА НЕ ДО КОНЦА ПРЕДОТВРАТИЛ ГЛАВНЫЕ ФИШКИ НАПОЛИ
Наполи Сарри любил кружить карусель вертикальных передач у чужих ворот, обеспечивая космически интенсивное движение и запутывая соперника резкостью перемещений, но при этом сама база футбола Наполи предсказуема. Сарри четко распределяет роли игроков и формирует команду так, чтобы каждый футболист мог без запинки выполнить конкретную роль. Отсюда же нелюбовь к ротации и передвижению игроков на неродные позиции. Отсюда же – примерное понимание позиционной структуры Наполи: все в Италии знали, что команда Сарри кренила игру на левый фланг и развивала большинство атак через треугольник Гулям – Гамшик – Инсинье, которым ситуативно помогал Мертенс. Остановить, правда, мало кто мог.
У Наполи были три тактические фишки, активно практикуемые в каждом матче. И против «Манчестер Сити» ситуативно все они проходили, только не завершались голами, что в Италии бывает чаще.
По порядку.
1. Забегания Кальехона в слепые зоны. Один из участников главного неаполитанского треугольника (неважно, кто именно) делает передачу на дальнюю штангу. Кальехон часто начинал рывок еще до навеса, что ставило защитника в особенно трудное положение: он не видит, что ему забегают за спину, и в любом случае опаздывает за эпизодом. Наполи помогало и то, что левого защитника играл Фабиан Делф – все-таки именно ложный фулбэк, не полноценный.
Делф дважды получал такие передачи в слепые зоны – Сити откровенно везло, что Кальехон не оказывался на ударной позиции. В одном моменте мяч перехватил Эдерсон, прочитавший момент, во втором не дотянулся сам Кальехон.
2. Рывки Гамшика с игрой «на третьего». Марек Гамшик рассказывал, что Маурицио Сарри – маньяк тактических занятий, а сам Сарри сравнивал его со Стивеном Джеррардом. Вклад словака в прессинг и динамику атаки неоценим. При давлении он мешает центральным защитникам разыгрывать мяч, превращая 4-3-3 в 4-2-4 и поднимаясь на одну линию к нападающим – Джону Стоунсу из-за прессинга приходилось тянуть с решением и отдавать на Отаменди или вратаря. При атаке же Гамшика часто используют, как третьего/четвертого. Либо атака развивается в конфигурации «пас вперед – пас назад – пас вперед под забегание», либо Марек скрещивает путь движения мяча между пасующими и путь своего рывка.
Простой пример из атаки на старте второго тайма: Гамшик начинает рывок из глубины, когда Гулям готовит пас на Мертенса и в касание получает мяч от Мертенса на линии штрафной. Зона между правым и правым центральным защитниками порвана, но обычно в таких ситуациях Гамшик остается в штрафной площадке уже один, без сопротивления. Здесь же атаку словака отчасти удалось предотвратить – зону страховал Стоунс.
3. Рывки Дриса Мертенса из глубины. Частично это упоминалось чуть выше в абзаце с кратким описанием тактики Наполи. Быстрый, резкий, легко отлепляющийся от защитников, Мертенс часто возникал на острие атаки после разрезающих передач из глубины и вываливался на ворота. Оторваться от защитников Дрис готов и перед воротами, при плотной опеке – в прошедшем сезоне бельгиец настрелял 8 мячей ударами из вратарской.
Правда, Сити толком не дал Мертенсу развернуться – Дрис лишь пробил пенальти и создал один момент после того самого рывка из глубины.
Все это на самом деле очень здорово, но у Наполи есть и достаточно проблем. Они рисуют в Наполи революционера, который провозгласил свои взгляды, обратил в свою веру и нашел новых последователей, но все равно не попадет на престол.
НАПОЛИ ПО-ПРЕЖНЕМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ НЕСТАБИЛЕН
Считалось, что психологические проблемы Наполи тянутся еще со времен работы Рафаэля Бенитеса, а Маурицио Сарри пока не может их устранить. Сарри еще зимой 2017 говорил, что проблемы далеко позади, но в каждом большом матче Наполи продолжил рассыпаться, как хрупкое печенье. Матчи с Ювентусом важного турнирного значения проваливались из-за банально более крепкого характера соперника (0:1 в феврале 2016-го), глупых ошибок (1:2 осенью того же года после двух оплошностей Гуляма). Плыл и сам Сарри, делая замены непонятного характера – второй матч с «Юве» он обломал, выпустив Джаккерини вместо Инсинье. Для тренера, неотступного от своей философии футбола, замена преступная. Проигрывая Ювентусу, Наполи продолжал полосу неудач. Странно говорить здесь о психологической стабильности.
В розыгрыше Лиги чемпионов сезона 2016/2017 случилось так же. Наполи дважды проиграл Реалу по 1:3, причем оба раза вел в счете. Маурицио Сарри списывал результат на класс игроков, но виноват он лишь отчасти – в Мадриде тренер сам отказался от фирменного стиля Наполи и заставил команду обороняться ниже обычного, а в домашнем матче неаполитанцы бросили играть при счете 1:2.
Проблемы никуда не делись, получасовая порка в Манчестере вышла показательной. Свой первый удар Наполи нанес с пенальти на 38-й минуте, к тому моменту соотношение ударов достигло непристойных 10-0. После двух голов Наполи поплыл, а критической точки достиг как раз в момент первого удара – Дрис Мертенс мог вернуть команду в игру, но сильно сбил настрой. В оставшееся время Наполи был острее, но Сити позволял себе даже издеваться над соперником, играя у своей штрафной в горячую картошку.
«Я не понимаю, что случилось с нами в первые 30 минут. Мы дали сопернику слишком много пространства. Вдобавок по нам больно ударил нереализованный пенальти», – вот характеристика самого Сарри по первому тайму. Сам тренер подметил, что анабиоз Наполи длился больше, чем стартовый отрезок с двумя пропущенными мячами – и итальянцы могли легко пропустить еще. Узнаете? Похоже это не игроки Челси с непонятным Сарри менталитетом, а сам Сарри внушает игрокам Челси, что-то им непонятное.
Если не работать над психологией, то нет смысла даже выходить в плей-офф Лиги чемпионов: со своим красивым футболом команды Сарри споткнутся там на первом встречном. И уж тем более с расшатанными нервами не стать лучшей командой Европы на десятилетие.
ГВАРДИОЛА НАДАВИЛ НА БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ НАПОЛИ
Наполи двух первых сезонов Сарри – одна из лучших команд современного футбола в плане качества прессинга, и после спячки в первом тайме неаполитанцы даже создали за счет слаженного давления опаснейший момент с Гамшиком в завершении. Если Гвардиола – сторонник прессинга 1+3 (один накрывает игрока с мячом, еще трое перекрывают направления передач на ближних), то Сарри отправляет своих футболистов охотиться на мяч.
Когда мячом владели Стоунс и Отаменди, Мертенс и Гамшик сковывали центральных защитников, а два инсайда и два центральных хавбека двигались в одной линии, ориентируясь на мяч. Так они перекрывали вариант паса через центральную зону.
Если прессинг так отлажен, есть один выход. Отрезать прессинг диагоналями.
Оба гола Манчестер Сити начались с выхода из-под неаполитанского прессинга через диагональ. Первый мяч родился после двух диагоналей, разбивающих давление: сначала Делф запустил мяч на Стерлинга и отрезал пятерку прессинга Наполи, затем Фернандиньо получил мяч в центре и диагональю перевел мяч налево.
Прессингующие к тому времени уже успели опуститься назад, но оба раза инсайды – Инсинье и Кальехон – были далеко от момента и не блокировали диагональ. Второй мяч начался с диагонали Фернандиньо на Стерлинга. Стерлинг и Де Брейне оказались в большом свободном коридоре, и заброс Рахима в сторону Габи Жезуса был однозначно выигрышным – никто из полузащитников банально не успевал забрать подбор, который взял Кевин Де Брейне.
Центр поля Наполи – еще одна больная тема. Уже и Шахтер в этой же группе воспользовался свободными коридорами и позиционными ошибками Наполи в центральной зоне. При этом Маурицио Сарри сохранил полузащиту в том виде, в каком она играла в Мадриде (а это, пожалуй, худший матч Наполи в предыдущем сезоне) и в гостевом матче с «Шахтером». Более подвижный Зелиньски в данную конкретную минуту оказался нужнее тренеру, чем более оборонительный Аллан, а Амаду Диавара, по мнению Сарри, лучше справился бы с контролем центра, чем Жоржиньо.
Без контекста Диавара покажется опорником, открывающим сквозняк в центральной зоне, но и здесь нужно оценивать его в системе координат Сарри. Диавара не должен подчищать за атакующей пятеркой, как Каземиро в «Реале» – он тоже должен ориентироваться на мяч. При контратаках его может страховать Кулибали, Каземиро – Альбиоль. Система выстроенная, но все равно дает сбои при затяжных атаках.
Использование свободных зон за спиной Диавара стало главным фактором победы «Шахтера», между тройкой полузащитников и четверкой защитников оставалось много свободы. Хосеп Гвардиола использовал ту же слабость. При счете 2:0 «Сити» создал несколько моментов за счет резкого выхода из-под прессинга, и Диавара становился жертвой философии Сарри. Высоко выдернулся, был убран финтом, получил атаку в зону за своей спиной – так случилось, например, когда в перекладину бил Де Брейне. Для еврокубков и больших матчей это слишком авантюрно.
Гвардиола очень любит mind games, основанные на его видении футбола. Манчестер Юнайтед попадал под огонь критики Пепа за использование длинных передач на Погба и Феллайни, хотя по использованию лонг-боллов Моуринью – шестая команда АПЛ с конца (Челси при Конте играл длинными чаще). Зато команды с качественно поставленной игрой в пас Гвардиола активно хвалит, выступая как бы проповедником своих идей. Наполи Сарри – не первая команда, которой Пеп восхищался всегда. После победы над Наполи Гвардиола хвалил «Шахтер» Фонсеки, качественно контролирующий мяч, и разгадка стилистического сходства здесь на поверхности. «Фонсека прочитал все книги Хосепа Гвардиолы. Он очень любит Сарри и Гвардиолу. Он многому у них учится, и для Фонсеки эти матчи тоже принципиальные. Ученик хочет превзойти учителя», – рассказывал опорник «Шахтера» Тарас Степаненко.
Но между командами Гвардиолы и Сарри три ярко выраженных отличия. И все три становятся проблемой в матчах с такими соперниками, как Сити. Прессинг Наполи хорош, если не отрезать прессингующих и не долбить центральную зону – иначе команда становится очень уязвимой.
Запрограммированный креатив, заложенный Сарри, предсказуем.
А главное – Гвардиола знает, как ставить команде психологию победителей, и привинчивает ее к ажурному стилю игры. Сарри растет вместе с футболистами, но сильной психологии у Наполи при Сарри так и не появилось. А тренер теряется в стрессовых условиях, когда разлажена командная игра.
Можно сделать революцию, ничего не выиграв, но стать Гвардиолой без побед невозможно.
На этом, пожалуй, я закончу разбор сарриболла на молекулы. Возможно, где-то я не совсем верно интерпретировал некоторые факты, возможно, кто-то решит, что я предвзято отношусь к Сарри. Но, еще раз повторю - я никому не навязываю своего мнения, и всегда с удовольствием узнаю, где я был не прав, но только с аргументированным обоснованием.
Все, что здесь описано, имеет прямое отношение к Челси. И чтобы понять «какое» очень важно было выяснить истоки того, что сейчас происходит с Челси.
Готовя этот блог, мне пришлось переработать громадный массив фактологического материала, и в процессе этой работы меня неожиданно посетила мысль: почему из Азара не получился Мертенс? Кто в этом виноват – Сарри или Азар? И что будет с Азаром в случае, если Сарри останется? Попробуйте ответить на этот вопрос сами. Я же только приведу несколько фактов без их интерпретации.
У Мертенса немного непропорционально короткие ноги, поэтому у него центр тяжести немного ниже, чем у Азара, и поэтому длина шага у Мертенса при беге немного короче, чем у Азара, при практически равной скорости самого бега и обработки мяча, и устойчивость на ногах выше, и ноги «крутятся» быстрее, чем у Азара. У таких футболистов, как Мертенс, очень сложно отобрать мяч не сфолив, чем все время и пользовался Мертенс, получая мяч в штрафной соперника. Кроме этого, Мертенс, в основном, получал мяч в штрафной соперника, а Азар – на подступах к ней.
Сарри не мог не видеть этих отличий. Тогда зачем из Азара делать ложную девятку, если на скамейке сидят два центрофорварда? Или все трое специально топились, чтобы расчистить поляну для прихода Игуаина?
И еще. Азар шел на фол в двух-трех метрах от штрафной соперника, и, как правило, он его зарабатывал. Если это тактическая установка для Азара, то почему не отрабатывались стандарты этих штрафных?
Уверен, что Азар это тоже видит и понимает. Какое решение он примет, если Сарри останется?
И в заключение приведу свое мнение, зачем Сарри согласился возглавить Челси. Вероятно, он рассчитывал, что у Челси есть то, чего не было у Наполи – дух победителя. Поэтому, как он считал, достаточно поставить сарриболл, и команда через 2 месяца будет укатывать в асфальт всех подряд. Но получилось всё с точностью наоборот – из Наполи пришла психологическая неуверенность, с сарриболом научились бороться практически все команды, даже Дерби Каунти, а дух победителя куда-то исчез сам. Почему такое произошло Сарри не понимает. И есть ли смысл давать Сарри время на продолжение его экспериментов над живыми людьми?
При подготовке этого блога были использованы материалы из Википедии, Terrikon новости футбола, championat.com, Regista, sports.ru, Футбольный клуб
Возможность комментировать доступна только авторизрованным участникам ChelseaBlues
Войти в аккаунт